Как анализировать свой собственный урок.
Творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одно из слагаемых такой культуры – аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.
Из чего складывается анализ?
I. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
II. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
III. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
IV. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
V. Подумать насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
VI. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были придуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
VII. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся ?
VIII. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
IХ. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно было сделано?
Х. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и чётким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
ХI. Попытаться охарактеризоватьпсихологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
ХII. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того как урок прошёл, целесообразно было бы изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах учащихся до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто догадываться.
И ещё необходимо помнить о том,что, каким бы ни был урок, требовалось определённое мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.